Полезные ссылки

 

ivobl

 of-site ivanovo admin

ivderit

3e08e7d2e0a76b1c7a76ad28c68e73e8

 

rspp

                                                                                                         

О фонде

 Госдума сегодня продолжает обсуждение в первом чтении двух законопроекта о государственном регулировании торговой деятельности в России. Первый документ был подготовлен правительством, второй - депутатами.   Правительственная версия законопроекта писалась примерно пять лет. Ее последним разработчиком стал Минпромторг. Однако вариант, предложенный министерством, дописывался в итоге рабочей группой под руководством первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова по поручению премьер-министра Владимира Путина.    Итоговый этап работы над законопроектом начался после поручения премьер-министра РФ Владимира Путина 24 июня, когда глава правительства посетил в столице магазин "Перекресток". Тогда премьер, удивившись величине некоторых торговых наценок, призвал министров, производителей и ритейлеров выработать "не мертворожденное дитя, а реальный регулятор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке производитель - переработчик и продавец".
 

 Правительственная версия законопроекта последний год активно обсуждалась на различных площадках, при этом перед самым внесением в Госдуму была дополнена еще одной поправкой (статья под номером 16), внесенной Федеральной антимонопольной службой. Эта статья определяет, что продуктовые сети с суммарным оборотом более 1 миллиарда рублей, долей рынка более 25% в границах городского округа или муниципального района, а также в Москве и Санкт-Петербурге, не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению.

   В то же время, помимо шокировавшего ритейлеров положения, в законопроекте обозначены ограничения влияния региональных чиновников на торговые сети, но в целом документ предполагает облегчение процедуры выдачи разрешения на торговлю в регионах.

   Законопроект также предусматривает конкретные сроки оплаты поставленной продукции. Например, для продуктов со сроком годности менее десяти дней, а также для замороженного мяса отсрочка должна составлять только 10 дней с момента приемки товаров, а для алкоголя, табака и других - 75 дней.

   При этом в документе не прописано, что государство будет регулировать установление торговых наценок предприятиями торговли, а также не установлен порог доминирования розничных сетей, который ранее ФАС предлагала установить на уровне 10-15%.    Законопроект запрещает включение в цену договора любых видов бонусов (в том числе платы за вхождение в сеть), кроме премии торговым сетям за объем реализованной продукции (так называемая объемная скидка).

   Также он предусматривает возможность продажи в рознице продовольственных товаров по ценам ниже закупочных, если такие товары продаются под собственной торговой маркой сети или когда истекло более 80% срока хранения товара, а также еще в некоторых случаях.

   Кроме того, предполагается, что сети и поставщики не могут создавать дискриминационных условий и навязывать друг другу условий, ограничивающих деятельность, например, запрещать заключать договоры о поставках этого же товара с другими сетями на аналогичных или иных условиях.

   Контролировать исполнение закона о торговле будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая за нарушение закона будет брать штраф в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Ритейлеры и производители отмечают, что закон достаточно сбалансирован.    Так называемый депутатский законопроект был предложен позже - в начале лета, как альтернативный законопроекту, созданному Минпромторгом.

   Вариант депутатов в большей степени отражает интересы отечественных производителей, жалующихся на притеснение со стороны крупных ритейлеров. В то же время, по мнению сетей, которые считают, что если регулировать, то всю товаропроводящую цепочку, "депутатский законопроект больше напоминает устав строевой службы, прописывающий каждый шаг торговой сети с большим количеством односторонних обязанностей и обязательств".

   Из двух альтернативных законопроектов фракция парламентского большинства - "Единая Россия" решила поддержать правительственный вариант.

   "Мы считаем, что это послужило импульсом, чтобы в кратчайшие сроки завершилась работа над правительственным вариантом законопроекта", - сказал Грызлов.

   Заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов заявил, что закон о торговле будет принят Госдумой, скорее всего, в первом чтении, и рассчитывает, что документ максимально быстро пройдет остальные чтения и окончательно вступит в силу до конца 2009 года. Также, по мнению Наумова, в законопроект не будут вноситься большие изменения.   Спикер Госдумы Борис Грызлов считает, что сейчас в цепочке "сельхозпроизводитель - переработчик - торговая сеть" существует дискриминация производителя. Продукция закупается по таким низким ценам, которые не дают агропромышленному комплексу развиваться. И выбора практически нет - или продавать за бесценок, или вообще не продавать.

   "Это прямой результат монополизма, корпоративных сговоров, недостаточно эффективного противодействия нечестной конкуренции", - полагает спикер.   Ценовой произвол, который устроили монополисты в торговле, мешает и производителю, и потребителю, отметил он.   По мнению Грызлова, если не поддержать производителя сейчас, то можно потерять результаты работы, достигнутые на селе в предыдущие годы.

   Вместе с этим, накануне рассмотрения законопроекта, представители розничной торговли на отраслевом саммите высказали довольно пессимистичные взгляды в отношении законопроекта. По мнению ряда глав крупных розничных компаний, законопроект после всех доработок превратился из инструмента регулирования рынка в "политический документ".

   При этом, ритейлеры утверждали, что из двух существующих вариантов можно выбирать только "наименее худший", так как даже в правительственном законопроекте на сегодняшний день многие положения лишены технико-экономического обоснования. Это в итоге может привести и к росту розничных цен, уверены сети.   "Закон "О торговле" писали мучительно долго - целых пять лет", - напомнила член комитета по экономполитике и предпринимательству Наталья Ермакова. В целом и сетевики, и производители смогли прийти к единому знаменателю, считает депутат. Устранены многие противоречия. Например, установлены конкретные сроки оплаты: 10 дней для продуктов с ограниченным сроком годности и от 30 до 45 суток для остальных товаров, кроме табака, алкоголя и консервов. При этом товары не разделяются на импортные и отечественные.

   Новый закон "О торговле" запрещает также включать в цену договора любые виды бонусов. Сети и поставщики не смогут навязать друг другу условия игры, сказала парламентарий.

   Депутат напомнила, что в комитете находится пять законопроектов о регулировании торговли - кроме проекта Минпромторга и депутатских проектов, есть старый проект закона о торговле от Минэкономразвития, а также проект регионального закона о торговле, разработанный в правительстве Москвы. Однако единороссы приняли решение поддержать правительственный законопроект как наиболее полно учитывающий интересы как производителей, так и потребителей, отметила она.

   ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА "Новости"