ТПП РФ может осуществлять отбор перспективных проектов в сфере МСБ
- Подробности
- Опубликовано 05.07.2012 12:21
Заинтересованное обсуждение возможностей расширения работы торгово-промышленных палат в сфере привлечения инвестиций в экономику регионов и муниципальных образований состоялось 1 октября в ТПП РФ в рамках расширенного заседания Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике под председательством главы комитета Антона Данилова-Данильяна.
Президент ТПП РФ Евгений Примаков указал на 10%-ное снижение ВВП за 8 месяцев текущего года, на еще более значимое снижение темпов роста промышленного производства, 20%-ное падение инвестиционной активности.
«Все уже согласны с тем, что посткризисная модель российской экономики не должна повторять докризисную, однако сегодня вновь раздаются голоса о помощи нефтегазовым компаниям. Министр финансов Кудрин намерен занять $17,5 млрд на рыночных условиях, но если бы эти деньги тратились на инвестиции! Ими предполагается покрыть дефицит бюджета», - отметил Е.Примаков.
Он подчеркнул невозможность уравнивания государственной помощи отдельным компаниям и государственного вмешательства в экономику.
«Мы с энтузиазмом встретили заявление премьер-министра РФ В.Путина об открытии «второго антикризисного фронта» в реальном секторе, подразумевающем и налоговые послабления, и реструктуризацию задолженностей, но комплекса обещанных мер до сих пор не создано. Остаётся общей практикой недофинансирование федеральных целевых программ», - добавил Е.Примаков.
По его мнению, нужно приложить максимум усилий, чтобы инвесторы имели государственные гарантии при реализации значимых проектов, что позволит привлечь «длинные» кредиты. Следует также ввести 50%-ную льготу по налогу на прибыль, направляя образовавшиеся средства на инвестиции, а также инвестиционную налоговую льготу для предприятий, занимающихся внедрением инновационного импортозамещения.
«Подчеркиваю – предприятия, которые занимаются импортозамещением без внедрения новых технологий, на старом оборудовании, старыми способами, такой льготы получать не должны», - уточнил Е.Примаков.
Россия должна стремиться к тому, чтобы сроки рассмотрения инвестиционных проектов приближались к европейским (не больше 100 дней), общим принципом подачи заявки должно стать «одно окно».
«Ставка рефинансирования ЦБ РФ должна снизиться до 4-5%, что снизит ставку кредитования на 5-6 процентных пунктов», - предложил Е.Примаков.
Роль ТПП РФ в процессе расширения и углубления инвестиционного поля в регионах состоит, по его мнению, в проведении презентаций инвестиционных возможностей регионов.
«Чрезвычайно перспективно начатое нами составление паспортов инвестиционной активности регионов и муниципальных образований, однако следует полнее использовать потенциал 171 территориального отделения ТПП РФ, в особенности систему электронных ТПП, а также возможности недавно созданного сайта ТПП, посвященного инвестициям. Инвестор, особенно зарубежный, должен иметь единую точку входа на российский рынок», - считает Е.Примаков.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов напомнил, что недавно подписанная министром промышленности и торговли РФ Виктором Христенко стратегия развития легкой промышленности РФ строится, как и остальные 15 отраслевых стратегий, разрабатываемых в министерстве, по формуле «инвестиции вместо импорта».
«На выходе находится стратегия развития фармацевтической отрасли РФ. Мы также реализуем целевую программу развития народных промыслов, встраиваемую в программу развития внутреннего туризма. Если же говорить об удачных и уже сложившихся и реализуемых стратегиях, то это прежде всего касается авиа- и судостроения, а также электронной промышленности России», - констатировал С.Наумов.
По его мнению, ТПП РФ должна сегодня взять на себя отбор перспективных проектов в сфере малого и среднего предпринимательства, отдача от которых гарантирована в пределах 2-3-х лет.
«На сайте нашего министерства заполнено уже 500 анкет с конкретными предложениями от малых и средних предпринимателей. Эти предложения могут лечь в основу новой промышленной карты страны в ближайшие 10 лет», - сообщил С.Наумов.
Министерство, по его словам, озабочено развитием на региональном уровне системы товаропроводящих сетей с тем, чтобы любой отечественный производитель имел выбор, где реализовывать свою продукцию.
«В то же самое время мы должны обязать отраслевые СРО жестче определять стандарты деятельности своих членов», - подчеркнул С.Наумов.
Президент ТПП Чувашской Республики Игорь Кустарин представил результаты исследования услуг системы ТПП в области привлечения инвестиций.
По его данным, лишь 70% региональных ТПП (112 из 171) имеют общедоступные информационные ресурсы.
«34 из них вели специализированные разделы инвестиций до 2006 года, теперь их всего 29. 15 ресурсов имеют раздел, посвященный субконтрактации, 18 - инновациям, 85 – коммерческим предложениям. В связи с этим следует как можно скорее разработать стандарты ТПП по информационной поддержке предпринимательства и в частности инвестиций», - предложил И.Кустарин.
Директор Департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства Министерства экономического развития РФ Сергей Беляков констатировал, что накануне кризиса многие эксперты увлекались «магией цифр», радуясь быстрому притоку в страну инвестиций.
«Глубина кризисного падения российского рынка свидетельствует о том, что инвестировались не те отрасли, в которые было нужно инвестировать. Наибольший объем иностранных инвестиций в нашу экономику был представлен займами, а это говорит о том, что инвестор не чувствует себя комфортно. Экономика, таким образом, существенно недоинвестирована. Если отнести объем инвестиций к ВВП, получится всего 20%. Для сравнения, в Китае эта цифра составляет более 40%», - заметил С.Беляков.
Инфраструктурные проблемы приводят, по его мысли, к недостатку частного инвестирования и необходимости замены его государственным.
«Кроме того, наблюдается существенный дисбаланс иностранных инвестиций в региональном аспекте: больше половины средств получают регионы развитые, западные – Москва, Московская область и др., что усиливает разрыв между имущественными уровнями регионов. Инвесторов пугает отсутствие развитой инфраструктуры инвестирования, слабость финансового рынка, незащищенность прав собственности, нестабильность государственной политики, в частности, налоговой», - пояснил С.Беляков.
Заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Кирилл Янков напомнил, что работа над созданием ОЭЗ идет с 2005 года, тогда же прошли первые конкурсы среди регионов, в 2006 году началось масштабное строительство. Теперь ОЭЗ насчитывается 13 - промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристко-рекреационных и портовых.
«Ни одной из них не грозит стать офшором или нефункциональной в принципе. Напротив, каждая ОЭЗ должна стать островком инновационной экономики. Освоено уже 31 млрд рублей федеральных средств, всего планируется потратить 53 млрд рублей. До кризиса планируемая сумма вложений была почти в 4 раза больше – 176 млрд рублей, но теперь строительство объектов ведется с минимальным финансированием по принципу «лучше госгарантии, чем прямые инвестиции».
Резидент ОЭЗ сегодня обладает значительными конкурентными преимуществами», - считает К.Янков.
Они заключаются в минимизации на прибыль и ЕСН, обнулении налога на имущество и землю. Кроме того, в ОЭЗ действует специальный таможенный режим, а также дружественная среда администрирования, организованная по принципу «одного окна».
«Низкая стоимость аренды и земли уменьшает средние издержки на 20 и более процентов», - отметил К.Янков.
На сегодня во всех ОЭЗ России действует 207 резидентов. Ими заявлено частных инвестиций на 218 млрд рублей, создана 41 тыс. рабочих мест с объемом производства в 2,8 млрд рублей.
«Можно не беспокоиться о чиновничьем произволе: наши экспертные заключения о проектах и отборе резидентов производятся представителями бизнеса и науки», - заключил К.Янков.
Председатель Британско-российского инвестиционного клуба (БРИК/BRIC) Сергей Тишкин заявил, что на фоне декларативных по сути заявлений российских властей о помощи инвестиционному и инновационному процессу его организация предлагает высокотехнологичным компаниям России реальную помощь – офис в Лондоне и создание компании в Европе.
«В Евросоюзе сегодня компенсируется до 50% расходов на НИОКР. Что же касается России, то она вошла в пятерку наиболее инвестиционно привлекательных стран, однако ситуация парадоксальна: и плюсы, и минусы инвестиционной среды остались прежними. С одной стороны, - это огромные ресурсы, невероятная ёмкость рынка (до $2 трлн), с другой стороны, - чиновничий произвол и невнятные правила игры», - считает С.Тишкин.
По его мнению, ТПП еще не организовала системной работы с инвесторами, в связи с чем БРИК предлагает единый цикл такой работы, включая разработку независимого экспертного заключения, подготовку компании и проекта, адаптацию проекта.
«В идеале в России должно действовать «одно окно» для любого инвестора на межпалатном уровне, оно же станет эффективным инструментом контроля инвестиционного процесса», - заключил С.Тишкин.
Источник: Агентство поддержки малого и среднего бизнеса www.siora.ru